Комплексы артикуляционной гимнастики.

Уважаемые родители и коллеги!

Вашему вниманию представлены комплексы артикуляционной гимнастики.

Составитель учитель-логопед Ю.В.Плахотник

 

Первый комплекс (для свистящих звуков С , З , Ц )

Загнать мяч в ворота.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребёнком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки; для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Наказать непослушный язык.
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5 – 6 раз, произнося « пя-пя », а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Сделать язык лопатой.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч ?
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и сдуть вату со стола, как бы длительно произнося звук Ф.

Киска сердится.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спину.


Второй комплекс ( для шипящих звуков Ш , Ж , Ч , Щ )

Наказать непослушный язык.
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5 – 6 раз, произнося « пя-пя », а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Сделать язык лопатой.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч ?
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и сдуть вату со стола, как бы длительно произнося звук Ф.

Вкусное варенье.
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы,делая движения
языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Фокус.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти по середине языка и вата лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать.

Маляр.
Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.


Третий комплекс ( для звука Л )

Наказать непослушный язык.
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5 – 6 раз, произнося « пя-пя », а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Сделать язык лопатой.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье.
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы,делая движения
языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Пароход гудит.
При открытом рте длительно произносить звук Ы . Следить, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Болтушка.
При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения языком, без голоса, постепенно убыстряя их и давая голос, пока не получится звук бл –бл (как индюк болбочет).

Качели.
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка.
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Беззвучно пощелкать кончиком языка.
Производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Следить, чтобы кончик языка упирался в нёбо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Четвёртый комплекс ( для звука Р )

Поехали на лошадках.

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась; работает только язык.

Вкусное варенье.
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Индюки.
При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад со звуками бл – бл (как индюк болбочет ), стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая верхнюю губу. Начинать делать эти движения надо медленно, постепенно убыстряя темп.

Чьи зубы чище ?
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке у ребёнка видны верхние и нижние зубы). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.

Маляр.
Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Использованная литература:

Визитная карточка

Кто же это логопед –
То ли МЕД, а то ли ПЕД?
Он немножко воспитатель,
Детских душ он врачеватель.
Он немножечко психолог,
Иногда и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чем секрет его труда?
Будет речь красивой?
Да!

 

Библиотечка логопеда

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.