Артикуляционная гимнастика

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация на тему: Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.


Подготовила Егорова Е.А.


Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое, ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение, либо быстрее преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Артикуляционная гимнастика обязательно должна выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз. Для удобства вы можете воспользоваться картинным материалом, видео. Они помогут быстрее освоить все упражнения.

Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем и себя, и взрослого. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. Пройдя по ссылкам вы найдете много интересных картинок и сказок. С ними занятия с ребенком пройдут весело и не принужденно.

Артикуляционная гимнастика для мальчиков

Артикуляционная гимнастика для девочек 

Веселая гимнастика в картинках 

Комплексы гимнастики для язычка

 

Профилактика дисграфии

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация: «Будем писать без ошибок - профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте».

Подготовила учитель-логопед О.В. Миронова

Пройдёт последний месяц весны, пролетят летние месяцы, и выпускники подготовительных групп детского сада пойдут в первый класс. Перед первоклассниками стоит сложная задача – овладение письменной речью. Часто бывает так: в первом учебном полугодии у ребёнка всё благополучно: он читает и пишет не хуже других детей в классе. И вдруг: «Вам надо заниматься дополнительно с логопедом!». Казалось бы, ребенок произносит все звуки правильно, читает достаточно быстро, понимает прочитанное. В чем же дело? А дело в том, что у ребенка во всей своей красе - дисграфия.

Дисграфия - это ошибки на письме, которые повторяются вновь и вновь. Эти ошибки многократные и трудно поддаются искоренению из тетрадок первоклассника.

В группу риска по дисграфии входят дети, если:
- ребенок от рождения левша;
- малыша переучили на правшу;
- в дошкольном возрасте у ребёнка были логопедические проблемы;
- в семье разговаривают сразу на нескольких языках;
- обучать ребёнка грамоте начале неоправданно рано или слишком рано отдали в школу;
- у ребёнка нарушено внимание и имеются проблемы с памятью;
- ребёнок слишком много времени проводит перед экраном телевизора: глазные мышцы привыкают к хаотичному движению и в дальнейшем ребёнку трудно последовательно следить за строчкой при чтении и письме.

Почему возникает дисграфия?
1.Ребёнок не виноват! Одной из самых частых причин у детей является нарушение функций их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках с периодом внутриутробного развития ребёнка. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребёнка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга.
2.Специфические ошибки на письме в школе - следствие нарушения устной речи дошкольников. К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошёл день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими фразами «Ел? Дрался?». Нередко мама и не ждёт ответа ребёнка, сама отвечает за него. Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас и чистое звукопроизношение.
3.Трудности левши. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызвать (но, не обязательно) трудности в освоении письменной речи.

Внимание! Дисграфия никогда не возникает «из ничего»!

Надеемся, уважаемые родители, что данная статья в полной мере убедила вас, как важно при слышимых речевых затруднениях вашего малыша раннее обращение к учителю-логопеду именно в дошкольном возрасте. А уж специалист обязательно подскажет вам, чем и как непосредственно вы сможете помочь ему в преодолении столь стойкого речевого нарушения вашего ребёнка.

 Полезные ссылки на материалы  по предупреждению дисграфии 

Прописи раскраски

Веселые клеточки

Грамматика для детей

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация на тему: Грамматика для детей.

Материал подготовила учитель-логопед О.В.Миронова

У многих ребят старшего дошкольного возраста отмечается недостаточный объем словаря и неправильное его использование при употреблении в самостоятельной речи: дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, допускают ошибки при изменении окончаний слов, испытывают затруднения при согласовании слов между собой и т.п. А ведь речевое развитие будущего школьника является одним из важнейших компонентов готовности к школьному обучению.
Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный картинный (или другой иллюстрационный) материал.
В настоящее время выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным.
У вас нет времени?
На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. Например: «Вкусняшки» («Малыш, давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга»). – Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» на тарелочку, затем вы.
Кроме того, с ребенком можно просто «играть в слова» по дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику.
Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте любые, даже самые маленькие его успехи и учите преодолевать трудности.
Обращаем ваше внимание на то, что не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал (а)» и предложите правильный вариант ответа.
Необходимо только ваше желание и терпение. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!

Картотека игр

Фонематический слух

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация

на тему: Что такое фонематический слух и как его развивать?


Подготовил: учитель – логопед Елистратова Т.П.

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) родного языка.
С первого дня жизни ребенка окружают звуки. Их так много, что они сливаются в монотонный шум. Проходят долгие месяцы, прежде чем ребенок начнет каким – то образом классифицировать услышанное. Потом пробует сам издавать звуки, подражая интонациям взрослых. И вот, наконец – то, мы дождались первых слов. Но почему же все так невнятно? Почему речь ребенка можно понять только в конкретной ситуации. Ответ на этот вопрос один. Ваш ребенок еще маленький. А за этим простым и нежным словом стоит глубокий смысл. Разве сразу ребенок держит голову? Нет. Он какое – то время тренируется, укрепляя мышцы шеи. То же самое и с речью. Только время тренировок растягивается на 5 лет. Долго? Так ведь никто и не спорит. Зато каков результат! Какая слаженная работа мышц языка, твердого и мягкого нёба, челюстей и дыхания! Можно позавидовать этому маленькому человечку, который сумел в таком возрасте организовать работу своих подчиненных. Но все это будет в 5 лет. «А до пяти что, молчать? Не дождетесь! Буду говорить, как могу» - вот что думает ребенок. И это самое «как могу» вызывает непонятность речи.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
А что делать, если фонематический слух не сформирован или недостаточно развит? Как же развивать фонематический слух? Конечно же, через игры. Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребенка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки), знакомятся с понятием слога, ударения, текста.


Картотека игр по формированию фонематического слуха

Речевое дыхание

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация на тему: Рекомендации к выполнению дыхательных упражнений.

Составитель: учитель-логопед Бурханова Л.В.


Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. Речевое дыхание у дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется:
‒ малым объемом легких;
‒ слабой дыхательной мускулатурой;
‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);
‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);
‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием; ‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику
Рекомендации к выполнению дыхательной гимнастики.
‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
‒ выдох должен быть длительным, плавным;
‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;
‒ достаточно трех-пяти повторений.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:
- Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
- Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
- Выработать четкую и внятную речь.
- Достичь координации дыхания, речи и движений.
-Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.
Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!
Литература:
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad
3.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.
4.Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424.0. — С. 421-424.

Визитная карточка

Кто же это логопед –
То ли МЕД, а то ли ПЕД?
Он немножко воспитатель,
Детских душ он врачеватель.
Он немножечко психолог,
Иногда и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чем секрет его труда?
Будет речь красивой?
Да!

 

Библиотечка логопеда

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.