Фонематический слух

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация

на тему: Что такое фонематический слух и как его развивать?


Подготовил: учитель – логопед Елистратова Т.П.

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) родного языка.
С первого дня жизни ребенка окружают звуки. Их так много, что они сливаются в монотонный шум. Проходят долгие месяцы, прежде чем ребенок начнет каким – то образом классифицировать услышанное. Потом пробует сам издавать звуки, подражая интонациям взрослых. И вот, наконец – то, мы дождались первых слов. Но почему же все так невнятно? Почему речь ребенка можно понять только в конкретной ситуации. Ответ на этот вопрос один. Ваш ребенок еще маленький. А за этим простым и нежным словом стоит глубокий смысл. Разве сразу ребенок держит голову? Нет. Он какое – то время тренируется, укрепляя мышцы шеи. То же самое и с речью. Только время тренировок растягивается на 5 лет. Долго? Так ведь никто и не спорит. Зато каков результат! Какая слаженная работа мышц языка, твердого и мягкого нёба, челюстей и дыхания! Можно позавидовать этому маленькому человечку, который сумел в таком возрасте организовать работу своих подчиненных. Но все это будет в 5 лет. «А до пяти что, молчать? Не дождетесь! Буду говорить, как могу» - вот что думает ребенок. И это самое «как могу» вызывает непонятность речи.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
А что делать, если фонематический слух не сформирован или недостаточно развит? Как же развивать фонематический слух? Конечно же, через игры. Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребенка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки), знакомятся с понятием слога, ударения, текста.


Картотека игр по формированию фонематического слуха