Игры на развитие речевого дыхания

Уважаемы родители и коллеги!

Вашему вниманию представлены игры на развитие речевого дыхания.


Составитель: учитель-логопед Бурханова Л.В.


1.«Чей одуванчик дальше улетит?»
«Ветер дул на одуванчик — Разлетелся сарафанчик».
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке или на цветок (из ниток, цветной бумаги).

2. «Варежка»

«Я на варежку подую.
Все снежинки с неё сдую».
Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с варежки-ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).


3.«Лети, бабочка»
«С цветка на цветок, Я порхаю весь денёк».
Дети дуют на бабочек. Необходимо следить, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая щёки. Губы слегка выдвигать вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


4.«Облака»
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Подуем на живот,
Как трубочка, наш рот.
Ну а теперь – на облака,
И отдохнем пока».
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик –облако.


5.«Горячий чай»
«Здравствуйте, девчонки и мальчишки!
Сегодня гости вы мои
Горячим чаем всех я угощаю.
А чтобы не обжечься вам –
Дуть я предлагаю!» (Дети дуют на чай, чтобы остудить)


6.«Осеннее дерево»
«Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер быстро затихает,
Дворник листья подметает».
(Дети дуют на листья, обращая внимание на шуршание листьев).


7.«Вертушка»
«Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!
Длительно произносить звукосочетание «фууууу».


8.«Мыльные пузыри»
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей».
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку.
Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.


9.«Футбол»
Оборудование: игровое поле, коктейльные трубочки, горох, шарики из ваты или фольги.
«Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол».
1 вариант. Два игрока, сидя друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, должны переместить горошины на поле соперника и забить гол в ворота. Выигрывает тот, кто забьёт больше голов.
2 вариант. Дети забивают мячи из ваты или фольги в футбольные ворота.


10.«Свеча»
Оборудование:свеча.
«Только дунет ветерок,
Затанцует огонёк».
Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом.
Свеча ставится на расстоянии около 30 см от ребёнка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40 – 50 см.


11.«Плыви, кораблик»
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики, таз с водой.
«По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай».
Представьте, что это море. Давайте пустим в плавание кораблик. Поднялся сильный ветер. Ребенок дует на кораблик. Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно организовать соревнование: «чей кораблик быстрее приплывет».


12.«Буря в стакане»
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного размера.
«В трубку я сегодня дую,
И устраиваю бурю».
Ход игры:- Давай устроим бурю! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Ребенок может держать трубочку в губах, вдыхать воздух через нос.

Литература и интернет ресурсы:
1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
3. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет»;
4. Дуплинская А. «О речевом дыхании детей с дизартрией». Журнал «Дошкольное воспитание»;
5. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
http://ped-kopilka.ru/blogs/ivleva-irina/igrovoi-kompleks-dyhatelnoi- gimnastiki.html
6. http://ped-kopilka.ru/

Визитная карточка

Кто же это логопед –
То ли МЕД, а то ли ПЕД?
Он немножко воспитатель,
Детских душ он врачеватель.
Он немножечко психолог,
Иногда и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чем секрет его труда?
Будет речь красивой?
Да!

 

Библиотечка логопеда

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.