Край родной, на век любимый

Уважаемые коллеги!

 Вашему вниманию представлен совместный проект «Край родной, на век любимый», «Развитие связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС»

Подготовили: учителя-логопеды МБУ д/с №196 "Маячок" Егорова Е. А., Бурханова Л.В.   

Скачать презентацию PDF >>>

В настоящее время разработаны и утверждены Федеральные Государственные Образовательные стандарты, предполагающие изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. На смену традиционным подходам приходят новые формы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка, позволяющие по-новому организовать процесс обучения.  Одной из таких форм является проектная деятельность с использованием информационных компьютерных технологий.
Разработанный нами проект долгосрочный, охватывает несколько тем: «Лес – наше богатство», «Транспорт», «Дома на нашей улице»,  «Памятники  и достопримечательности», «Матушка Волга широка и долга», «Люблю тебя мой дивный город…» и другие  лексические темы.
Работая над проектом, мы основывались на комплексно-тематическом подходе и учитывали принцип интеграции. В предложенном проекте интегрируются такие образовательные области, как: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Актуальность проекта обусловлена несформированностью связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и недостаточными знаниями и  представлениями о родном городе, улицах города и его достопримечательностях и интересных людях.
Не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения, поэтому для успешной реализации данного проекта за основу взята модель  взаимодействия: педагог – дети – родители.
В качестве системообразующего фактора проектируемого процесса мы выбрали мультимедийные презентации, так как применение специализированных компьютерных технологий  при работе с детьми с ОНР позволяет активизировать компенсаторные механизмы  и достичь поставленных целей.
Проблема:  старшие дошкольники с ОНР с трудом составляют рассказы по картине, не умеют придумывать творческие рассказы. Несформированы представления о родном городе.
Цель проекта: разработать серию мультимедийных презентаций в программе  Power Point  и создать детские рисунки в графическом редакторе Tux Paint о родном городе направленные на развитие связной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
Задачи проекта:
   - вызвать у детей  устойчивый  эмоционально-положительный интерес к городу и его достопримечательностям;
 - развивать познавательную активность и кругозор детей с ОНР;
 - создать совместно с детьми  рисунки в программе Tux Paint  о родном городе;
- разработать серию мультимедийных презентаций  в программе Power Point о родном городе;
- совместно с детьми создать подборку фотографий о родном городе;
- находить и отбирать  материал по  заданной теме (в том числе с использованием интернет - ресурсов).
Задачи, направленные на развитее речи:
-  расширять и активизировать лексический запас;
-  упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов;
-  упражнять в конструировании предложений по опорным словам (картинкам)
- формировать навыки составления рассказов по картине, придумывать творческие рассказы.
Гармоничное сочетание в проекте традиционных средств  обучения с применением ИКТ позволило активизировать компенсаторные механизмы  и достичь поставленных целей, а так же  позволило существенно повысить мотивацию детей и сократить время на преодоление речевых нарушений.
Предполагаемый результат проекта:
1.    Разработка и апробирование  серии мультимедийных презентаций.
2.    Умение детей 6-7 лет с ОНР оставлять связный рассказ с опорой на мультимедийные презентации о родном городе.
3.    Уметь детей находить и отбирать  материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием интернет - ресурсов).
4.    Оформление фотовыставки: «От Ставрополя до Тольятти».

Основные этапы проекта

Основные этапы и сроки  Задачи Ответственные
I  этап
Сентябрь - октябрь
отбор лексического материала и информации о родном городе и его систематизация учитель - логопед
изучение научно-методической литературы учитель–логопед, воспитатели
планирование работы, выбор форм и методов учитель-логопед, воспитатели
посещение краеведческого музея,  памятников,  достопримечательностей связанных с именами знаменитых  людей города Тольятти, в т. ч.  виртуально  дети - родители
выбор названия тем рассказов по презентациям дети, воспитатели
подбор иллюстративного и литературного материала для мультимедийных презентаций с интернет ресурсов по выбранным темам дети родители
II этап
Ноябрь - май
Пополнить словарный запас, расширить представления по темам: «Лес – наше богатство», «Транспорт», «Дома на нашей улице»,  «Памятники  и достопримечательности», «Матушка Волга широка и долга», «Люблю тебя мой дивный город…», «Никто не забыт, ни что не забыто». воспитатели
разработка мультимедийной презентации: «Достопримечательности родного края» учитель –логопед
создание детских рисунков в программе Tux Paint  по теме: «Лес – наше богатство» учитель-логопед, дети, родители
разработка мультимедийной презентации: «Путешествие в прошлое» учитель –логопед
создание детских рисунков в программе Tux Paint  по теме: «Транспорт» учитель–логопед, дети, родители
разработка мультимедийной презентации: «Предприятия города Тольятти» учитель–логопед
создание детских рисунков в программе Tux Paint  по теме: «Мой любимый город» учитель-логопед, дети, родители
разработка мультимедийной презентации: «Никто не забыт, ничто не забыто» учитель–логопед
создание детских рисунков в программе Tux Paint  по теме: «Парад на площади» учитель-логопед, дети, родители
разработка рассказов по выбранным темам учитель-логопед, дети, родители
оформление фотовыставки Воспитатели, дети, родители
III этап  
Январь - май
презентация – рассказы детей 6-7 лет с ОНР  о родном городе с использованием мультимедийных технологий. дети родители педагоги
презентация  - фотовыставка: «От Ставрополя до Тольятти» дети родители педагоги

 

Вывод:  в результате проведенной нами работы можно сделать вывод об эффективности использования мультимедийных технологий при формировании у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
 Разработанный  проект помог:
- развитию у детей с ОНР, как коммуникативных навыков: дети стали  свободно высказать свои мысли, делиться впечатлениями, составлять рассказы;
- так и воспитанию у них элементов социализации и познание мира.
С использованием мультимедийных презентаций в работе с детьми с ОНР достигаются высокие результаты: у детей повышается  мотивация; формируется  активная позиция субъекта обучения; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.
Благодаря работе над проектом  дети уточнили уже имеющиеся знания о родном городе, узнали много нового об истории Тольятти, ближе познакомились с культурой и традициями города.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей способствовала укреплению взаимоотношений не только между семьёй и д/с, но и в семьях между родителями и детьми. Для закрепления познавательного материала по завершению изучения темы проводилось итоговое открытое мероприятие с использованием инновационных  форм.

Список использованной литературы
1.  Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи./ Воробьева В. К. - М.2006. – 157с.
2.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселева [и др.]; под ред. Л.С. Киселева – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
3. Статья из журнала:  Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ//Лынская М.И. //Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13) - С. 17-19с.

Визитная карточка

Кто же это логопед –
То ли МЕД, а то ли ПЕД?
Он немножко воспитатель,
Детских душ он врачеватель.
Он немножечко психолог,
Иногда и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чем секрет его труда?
Будет речь красивой?
Да!

 

Библиотечка логопеда

Внимание!Персональные данные участников публикуются на сайте проекта с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ детском саду № 196 «Маячок» городского округа Тольятти. Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>.